Бульдожий прикус
В 1994 году Toyota перевернула традиционный автомир — вышел ее первенец RAV4, тогда еще только в 3-дверном коротком исполнении. Кто-то скептически взирал на новинку, мол, игрушка, и только. Но эта игрушка к сегодняшнему дню во всем мире прекрасно разошлась тремя поколениями с несколькими рестайлингами общим тиражом более 4,5 млн экземпляров! И вот машина четвертого поколения.
За 18 (!) лет производства модели в мире успел появиться целый легион конкурентов, прямых и не совсем. И пусть кто-то в чем-то превосходит законодателя жанра легких SUV с концепцией несущего кузова и полностью независимой подвеской, но Toyota не сдается. И внешность новичка даже хочется сравнивать не с конкурентами или предыдущим поколением, а именно с тем первым «равчиком».
Да, между тем игривым шустрым колобком и этим надменным стилягой с тяжелой клыкастой челюстью — пропасть! И не только во внешности, во всем. Начиная с трансмиссии: там был честный механический Full-Time 4WD через симметричный межосевой дифференциал, а здесь муфта, электроника и все такое. Там был неубиваемый «железный» двигатель 3S-FE, а здесь что-то уже очень современное. Впрочем, этим машинка давно не удивляет, а вот габариты явно стремятся все дальше и дальше от истоков.
На вырост
Новый RAV4 длиннее предшественника (в стандартной версии) без малого на 20 сантиметров (если вспомнить первую пятидверку, так и вовсе почти на полметра)! И шире на 3 см, а база увеличилась сразу на 10 см. При этом он на 2,5 см ниже. И смотрится автомобиль действительно размашистей, солидней. И агрессивней — с учетом такого-то бампера, явно напоминающего бульдожий прикус. Новая раскосая светотехника, острые грани, более плоские панели — все это тоже возводит дизайн кроссовера на уровень, который по задумке создателей должен привлечь к нему больше мужского внимания. Ведь по статистике сейчас примерно 2/3 всех RAV4 принадлежат женским сердцам и рукам.
Революционно изменилась задняя часть — запаска с двери перекочевала под пол багажника, а дверь открывается вверх, как у всех сейчас. Да, «джиперский» шарм утрачен, но в этом классе, по мнению большинства, так удобней. Да и дверь не будет «разбалтываться», как это отмечалось у предков. А еще стали очень выразительными задние фонари — благодаря их сложной растянутой форме. К тому же они заметно выступают за «габариты» кузова.
Багажник оборудован не только съемной сеткой, но и крепежными приспособлениями. Люк в стенке открывает доступ к домкрату
Полноразмерная запаска «переехала» под пол багажника, сделав его высоким, зато с разложенными сиденьями получается большая ровная площадка, а под полом еще есть емкие ниши, включая «выемку» колесного диска
Даже после «ухода» запаски с двери, заднее стекло не стало «панорамным», а в непогоду тем более — зона очистки очень мала
Обращает внимание защитный пластиковый «обвес» по всему периметру кузова и по аркам крыльев. Задний бампер и вовсе целиком «антивандальный». Неслучайно вспоминается именно первый RAV4 с его развитой «пластикой», поскольку все последующие модели были полностью окрашены. Здесь же практичности добавляет и переместившийся на дверь госномер — у предшественника он уязвимо торчал снизу бампера.
Особо далеко забираться не надо, чтобы продемонстрировать неуместность «отвислой губы» переднего бампера
Дневные ходовые огни на диодах предусмотрены в базе, хотя их свет и не очень «впечатляющий»
Зеркала дают хороший обзор назад, но передне-боковому обзору мешают не самые тонкие стойки, плюс к тому в непогоду на лобовом стекле остается широкая неочищенная полоска
Система контроля «слепых зон» со световым сигналом прямо на зеркалах оказалась весьма полезной штуковиной — боковым зрением этот сигнал улавливаешь очень хорошо, и на дороге это помогает
А вот клиренс не впечатляет — типовые 190 мм. Это почти не больше предыдущего, при этом база и свесы прибавились. К тому же Toyota и на этот раз оказалась не очень аккуратна в подготовке днища, где так очевидно висит выхлопной тракт. Единственное оправдание этому как будто инородному телу — плоский пол в задней части салона, пассажирам ничего не мешает. Передний бампер неприлично выступает нижней «отвислой губой» (опять же, рождает известные ассоциации), уменьшая столь необходимый нам угол въезда. Для России в лучших традициях могли бы передний бампер сделать «повнедорожней».
Конструктивно подвеска позаимствована у предыдуей модели, а у задней даже сохранились неприлично длинные «отростки» стоек стабилизатора
Разработчикам автомобиля не удалось сделать днище «плоским» — гармонию портит выхлопной тракт, и особенно у 2,5-литровой версии
Ходы подвески типичные для кроссоверов такого класса, то есть небольшие, а в случае потери контакта колес с дорогой есть блокировка муфты и межколесная псевдоблокировка, которые в сложных условиях все же помогают
Интерьер предшественника был красивым, но жестким — картину портил пластик «твердых пород». Здесь материалы тоже не мягкие — только отдельными элементами в верхних комплектациях. Но назвать интерьер красивым, даже несмотря на вставки «под карбон», желания нет. Обычное пересечение линий, незатейливое обрамление приборов, сами приборы какие-то простоватые, к тому же со спорной синей подсветкой. А выступающая «полка» по центру панели так и вовсе ломает всю зрительную эстетику. Зато просторно! И на предыдущей модели по ширине был хороший запас, а сейчас салон еще чуть раздался. И сидишь так-то удобно: у кресла универсальный профиль с нормальной боковой поддержкой и приличный набор регулировок.
Вообще, к эргономике замечаний не так много: некоторые важные клавиши (блокировка муфты и электропривод багажной двери) закрыты рулем, а клавиши включения режима Sport и подогрева кресел расположены внизу центральной консоли — к ним надо тянуться. Есть ограничения в обзоре из-за ширины и наклона передних стоек, да и заднее окно оказалось невелико даже после «ухода» запаски.
Что сказать, на предыдущем RAV4 приборы выглядели куда интересней, со вкусом
Управление на центральной консоли сгруппировано неплохо, но без изюминки, к тому же сохранилась узкая полоска дисплея климата, который может бликовать. Навигационная система предусмотрена только в верхних комплектациях «Престиж» и «Престиж Плюс»
Важные клавиши блокировки муфты и электропривода багажной двери (второе только для «топов») от водителя закрыты рулем: чтобы включить, надо «вытягивать» шею. Неудобно
Необходимые в «драйве» и «быту» клавиши расположены внизу и в углублении центральной консоли, что заставляет к ним тянуться
Иной стала трансформация задних сидений. Теперь они не ездят вдоль — есть средний запас места для ног, и ладно. Зато спинки по-прежнему можно раздельно регулировать по наклону, причем этим же удобным рычагом сбоку подушки сиденья в один миг складываются таким образом, что вместе с полом багажника образуется большая ровная площадка. Например, можно запросто устроить и комфортабельную спальню. Для перевозки «негабаритов» пол высоковат, но под ним все же полноразмерная запаска и дополнительные глубокие ниши.
Важная для нас предусмотрительность: низ двери и порог устроены таким образом, что даже в очень грязных условиях остается шанс не запачкаться при высадке-посадке
Техника, комплектации, цены
Новый RAV4 прибавил не только в размерах. Теперь кроме базового 2,0-литрового мотора 3ZR-FE в 146 сил доступна 2,5-литровая «четверка» 2AR-FE в 180 сил (как на Camry), а также, впервые для нас, дизель 2AD-FTV объемом 2,2 литра мощностью 150 сил. Самый демократичный выбор версий предлагается с двигателем 2,0: передний привод или полный, и в обоих случаях с 6-ступенчатой МКП или вариатором. А вот с двигателем 2,5 и дизелем идет только полный привод и только гидромеханическая 6-ступенчатая АКП.
Для нашего рынка предлагается восемь фиксированных версий оснащения, а с учетом разных силовых вариантов всего получается 11 комплектаций. На 2,0-литровые модели приходится семь версий: две 2WD и пять 4WD. Базовый вариант имеет семь подушек (включая коленную для водителя), ABS, TRC, электронную имитацию межколесной блокировки, интегрированную систему управления IDDS, систему курсовой устойчивости VSC+, передние «туманки», омыватель фар, диодные ходовые огни. Также в «Стандарте» имеется кондиционер, 2-ступенчатый подогрев кресел, аудиосистема с 4 динамиками, USB, AUX, Bluetooth.
Модели с двигателем 2,5 и дизелем облачены только по высшим стандартам «Элеганс» и «Престиж». Участвовавший в тесте 2,5-литровый RAV4 был в топ-версии «Престиж-плюс». Здесь не только кожаные кресла с перфорацией и электрорегулировкой, но также навигация, рейлинги, система мониторинга «слепых зон», запуск двигателя кнопкой и другое.
Кросс
Да, с двигателем 2,5 и 6-ступенчатой АКП новый RAV4 едет уверенно не только в городе. На трассе и в горах он тоже полон сил и здоровья. Даже на скоростях далеко за сотню всегда есть хороший запас мощности для маневра. Есть ощущение «легкости в теле», чего нельзя добиться с 2,0-литровым «сердцем», тем более с учетом того, что машина прибавила в весе. Спортивной бесовщинки не улавливается, но после 3000 оборотов двигатель дает ровный напористый разгон вплоть до 6500 оборотов, когда начинается красная зона. Притом на силовых режимах в салон проникает пусть и не медовый голос, но вполне пристойный для «четверки» звук. При желании его даже можно принять за имитацию благородного рокота V6.
Автомат «по умолчанию» плавный, в спокойных режимах крутящий момент «расстилает» очень ровненько, и в современных традициях экономный: стремится побыстрей занять верхние ступени и не торопится сам перескакивать вниз. Но что понравилось, былая проворность не забыта: даже в режиме ECO на газ реагирует быстро и не тупит с командой «фас» — кик-даун срабатывает хоть и с задержкой, но не критичной.
А в случае чего, есть реальный способ «форсировать» ситуацию. Например, если на затяжном подъеме автомат медлит с переходом вниз, необязательно «топать» на педаль газа — можно просто перевести контроллер влево, то есть в ручной режим, и коробка сразу «встанет» на ступень ниже. Даже режим Sport включать не надо, к тому же к этой клавише, как было сказано выше, надо немного тянуться. Но режим Sport есть смысл использовать в городе или на горном серпантине — коробка работает чуть более расторопно, дольше задерживает передачу, эффективней тормозит.
В новом RAV4 шасси позаимствовано от предыдущей модели, как «проверенное временем». И по своим характеристикам все очень узнается: стабильное движение и хорошая управляемость на городских улицах, на трассе, на гравийных участках. На высоких скоростях даже на мягкой зимней резине нет никаких уводов и рысканий, едет как вкопанный, как и должен кроссовер. Есть задержки на резкое отклонение руля, но в данном случае, вероятно, это было связано с фрикционными зимними шинами Nokian — те еще «замедлители» реакций.
Электроусилитель обеспечивает вполне натуральное усилие на руле и адекватное реактивное действие, в том числе при больших углах поворота. Интегрированная система динамического управления IDDS (доступна только для версий 4WD) работает по делу, что особенно видно на скользких гравийках. Нет выраженных сносов и заносов: автомобиль четко «рисует» траекторию на грани сцепления шин, без всяких сюрпризов — отпустил газ, идет нейтрально, прибавил, и даже появляется эффект «вкручивания». И при этом не уныло: в затяжных виражах допускает немного «поиграть» рулем и газом со скольжениями, не сразу обрушивая всю мощь «автопилота».
Ездовой комфорт
Хорошо, что есть возможность отключить «антибукс». Пригодится в условиях «off-road», когда надо активно штурмовать «грязи». И отключается система честно — проверено на голом льду, когда резко нажимаешь на газ, а все колеса начинают бешено вращаться без ограничений. И без задержек — муфта работает с «преднатягом».
Опять же, электроника старается помочь при потере контакта части колес, то есть при диагональном вывешивании. Срабатывает имитация межколесной блокировки (подтормаживаются «свободные» колеса), и машина мало-помалу ползет вперед, пока хватает сцепления самих шин. Опять же, блокировка муфты помогает, и не страшно про нее забыть — блокировка сама снимется при скоростях свыше 40 км/час. То есть, если водителя вдруг занесет в непотребные для цивилизованных автомобилей места, в какой-то мере можно рассчитывать на «внедорожные» способности нового RAV4.
И все же стихия этого автомобиля распространяется на дороги с качественным покрытием, где он «поет соловьем», демонстрируя малые крены и послушный нрав. А вот на разбитых дорожках все не очень гладко в буквальном смысле. На скоростях до 60-65 км/час и при умеренных стыках и рытвинах шасси еще держит оборону, отбивается почти эластично. Но если скорость выше, а колдобины грубые — увы и ах, колеса как будто наливаются свинцом.
Если визуально оценивать диагональную геометрию, шасси здесь не самое короткоходное из всех кроссоверов, но в движении создается ощущение очень ограниченной амплитуды. Попросту говоря, как и в предыдущем RAV4, подвеске не хватает энергоемкости, а машине в целом шумо-виброизоляции. Ребристая поверхность дороги передается в салон и тряской, и звуком, а «залет» на скорости, кажется, даже в не самую серьезную ямку сопровождается неприятным толчком. Причем особенно протестует задняя подвеска: «перелетаешь» не самый страшный бугорок, зад жестко подбрасывает, а на ходе отбоя амортизаторов еще и раздается удар.
В городском режиме хорошо доносится шум от зимних шин, к тому же на руле отзываются многие неровности. На трассе, когда скорости далеко за сотню, властвуют аэродинамические шумы, правда, они имеют равномерный приглушенный характер, какой-то специфичной нотой не давят.
Дизель-реверанс
Кроме топовой бензиновой, удалось проехаться и на дизельной версии. Сомнения в этом моторе для RAV4 отпали прочь на первых же километрах. Достойный пример воспламенения от сжатия! Вибрации небольшие, характерный дизельный стрекот несильный и по-своему даже вполне гармоничный для этой машинки, особенно вне общих дорог — с таким аккомпанементом по грунтовкам катишь, как на настоящем джипе. А как резво «подхватывает»! Даже интересней, чем 2,5-литровый. «Воспламеняется» дизельный RAV4 уже с 2000 оборотов, правда, после 4000 динамика тухнет, но и этого диапазона за глаза хватает, чтобы в городе летать мухой.
Кстати, дизельный вариант еще и обут был в летние шины, и на асфальте в полной мере подтвердилась острая управляемость кроссовера, с приятной тяжестью на руле, внятной обратной связью и четкими реакциями. И тормоза без вопросов — эффективные и хорошо чувствуются. Автомат также работает адекватно, причем у дизельной версии ручной режим АКП еще и продублирован удобными подрулевыми клавишами. А еще этот мотор порадовал умеренным аппетитом: в отличие от бензиновой версии, стрелка указателя не стремилась вниз по шкале.
Опять же, летние шины не смягчили ездовой комфорт, наоборот, мелкие стыки передаются еще ощутимее, да и шум качения тоже не исчез.
«Голая правда» кроссовера с 2,5-литровым двигателем: снизу моторный отсек почти не прикрыт, к тому же из-за переднего расположения выпускного тракта его труба заметно торчит снизу, заодно как бы являясь «силовой защитой» поддонов
И совсем другое дело у дизельной версии с задним расположением выпускного коллектора: никакие трубы не торчат, к тому же снизу моторный отсек полностью закрыт. Кстати, у бензиновой 2,0-литровой версии выпускной коллектор тоже сзади и не висит, но моторный отсек закрыт не полностью
Вопреки общим тенденциям, двигатель 2,5 литра имеет металлическую крышку головки, а само подкапотное пространство не слишком тесное для обслуживания
Возможно, это эксклюзивное решение — фиксатор «лежачего» положения капотного упора пристроен прямо на расширительном бачке
Автор: Василий Ларин
Фото: Сергей Кантарчян, Василий Ларин
-
Toyota RAV4 vs Mazda CX-5
Как гласит народная мудрость - Все познается в сравнении - и автомобилей это касается в полной мере! Поэтому мы решили устроить дуэль между двумя популярными сегодня дизельными кроссоверами-одноклассниками: Mazda CX-5 бу ...
Toyota-rav4.InfoCar.ua -
Подробный видео-тест Toyota RAV4 2013
На прошлой неделе Toyota презентовала в Украине четвертое поколение своего культового кроссовера RAV4 и, судя по размаху мероприятия? надежды на эту модель у них большие. Мы решили не терять времени и поскорее познакомит ...
Toyota-RAV4.infocar.ua -
Реинкарнация харизмы
Четвертое поколение родоначальника «жанра» кроссоверов — Toyota RAV4 мы тестировали в Испании. По мне, так Западная Европа не подходит для автотестов (только если спорткаров): дороги ровные, никакого снега, слякоти, гряз ...
5 Колесо